После того, как вы попадаете на территорию приюта, первое, что вы увидите – двор. Он достаточно большой, а если учитывать, что всё, простирающееся перед вами – только та его часть, которая видна с парадного входа, то можно представить размеры.
Это довольно уютное и ухоженное место с неизменно подстриженным и чистым газоном (по которому даже разрешено ходить) и когда-то специально подобранными саженцами, сейчас уже выросшими во внушительные деревья, дающими тень и атмосферу. Вдоль дорог поставлены кованые скамейки с лакированными деревянными сидениями и спинками. Помимо этого, для удобства учащихся поставлены деревянные столы c сидениями. Здесь можно присесть в свободное время. Вообще, основной двор – самое популярное место отдыха.
Также сквозь территорию проходят дороги, упрощающие перемещение от корпуса к корпусу. От ворот прямо простирается широкая мощеная прямоугольной каменной плиткой дорога, идущая напрямик ко входу в административный корпус. Примерно на трети пути до ее конца стоит круглый двухъярусный фонтан из серого камня с широким основанием – что-то вроде местной достопримечательности, а также отметка своеобразной «сердцевины» внутреннего двора, так как примерно от того места, где он находится, ответвляются еще две дороги. Первая уходит направо – к учебному корпусу, а вторая налево – к общежитиям. Таким образом, главная дорога становится похожей на изображение католического креста, только многократно увеличенное и наложенное на горизонтальную плоскость. Эту конструкцию прямоугольником опоясывает дорога поменьше, беспрерывно проходящая почти вплотную к зданиям учреждения, и от нее же отходит вход в церковь. Дороги же, находящиеся позади корпусов, уже грунтовые и играют роль прогулочных.
Часть двора, не заметная с основного входа на территорию, выглядит несколько иначе. Например, за церковью и вокруг нее располагается цветочный сад, где монахини выращивают и ухаживают за растениями. Вокруг сада высажена двухметровая живая ограда.
А позади учебного корпуса, севернее монастыря, находится футбольное поле с искусственной травой, окруженное беговой дорожкой с резиновым покрытием. За верхней гранью дорожки располагаются пластмассовые сидения в пять рядов, с навесом – относительно небольшая местная «трибуна».
За корпусами общежития и администрации территория обустроена практически так же, как и основная часть, а именно – газоны, деревья и скамейки. Здесь не так шумно по сравнению с основной частью, так что если хотите почувствовать умиротворение на свежем воздухе – вам сюда.
Но на определенном расстоянии уже появляются кусты, а деревья становятся старше и плотнее. Здесь кончается используемая территория. Там, дальше, располагается старая церковь. Фактически, эта часть тоже является территорией приюта, но учащимся запрещено посещать эти места. Хотя кого это останавливает?
Стоит начать с главной особенности жилого корпуса. Ею является то, что сам он, на самом деле, состоит из двух частей. Первая почти в два раза меньше второй по площади, но этажей у нее три. Это старая часть, изначальное здание для общежитий, которое позже пристроили двухэтажный вытянутый корпус – новую часть, и общежития стали такими, какими их видят сейчас.
Вход сразу выводит в новый корпус, через который напрямик идет коридор, также являющийся своеобразным холлом, где стоят два диванчика с обеих сторон и по небольшому столику рядом с ними. Рядом прибиты закрытые полки для книг. Коридор соединяется со старым корпусом с помощью арки. Слева и справа находятся лестницы, ведущие на второй этаж. Также две лестницы есть в самом конце коридора, в старой части.
Мужское и женское общежития разделены этим коридором. Мужская часть находится слева, а женская – справа. На каждом этаже в новой части по восемь комнат в мужском, и столько же в женском. В старой части здания на этаже по четыре комнаты.
Комнаты воспитанников имеют сложное устройство. Каждая из них имеет общую часть, две собственные душевые и уборные. В общей части по бокам находятся две двери, ведущие в спальни, в каждой из которых стоит четыре кровати с индивидуальными тумбочками.
Старая часть полностью отведена под проживание детей-иммигрантов. Все остальные воспитанники проживают в новом корпусе. В одной комнате могут жить ученики с максимальной разницей в возрасте в год.
Двухэтажное просторное здание средней протяженности. Зайдя через парадный вход, вы сразу попадете в холл. На стенах висят доски объявлений, оповещающие гипотетически зашедшего посетителя о чем-то важном и необходимом, а так рассортированные в зависимости от того, кому эта информация адресована. В этом же месте стоят стеллажи с разномастными наградами: от государственных грамот до призов футбольной команды.
По обе стороны от холла будут находиться два коридора, представляющие собой примерно одинаковую картину, если не вдаваться в подробности. Имитация каменных плит на полу, высокие потолки, по два кабинета слева и справа от входа, принадлежащие ответственному за общежития, психологу, заведующему внеклассной деятельностью и ответственному за дисциплинарные проверки соответственно. В левом углу здания располагается большая, относительно других, комната, официально играющая роль помещения для собраний, а чаще всего просто для перерыва на чай. Такую же комнату, но с другой стороны, занимают уборные. Периодически у кабинетов встречаются ухоженные комнатные растения в горшках.
На второй этаж ведет широкая лестница, сделанная на подобии старинной, и оттого имеющая площадку, на которой она разделяется на две части в разные стороны. Но в итоге мы попадаем к коридорам, расположенными над коридорами первого этажа, и являющимися им практически идентичными. Так, справа стоит кабинет директора, немного отделенный от остальных и занимающий больше места. Аналогично ему с другой стороны расположен кабинет владельца, в нормальное время пустующий, и нужный только для того, чтобы во время своих визитов хозяин мог им пользоваться. Еще четыре кабинета, находящиеся над кабинетами первого этажа, принадлежат завучу по учебно-воспитательной, научно-методической и административно-хозяйственной работе. Четвертый кабинет принадлежит сестре-настоятельнице монастыря и, хотя она и предпочитает находиться на территории церкви, является ее официальным местом.
Войдя в корпус, вы попадаете в холл. Прямо перед вами, напротив входа, находится гардеробная, в которой находятся металлические шкафчики учеников. Представляет она собой пространство размером с два стандартных кабинета, разделенное стенами на столько частей, сколько в заведении параллелей. Таким образом, гардероб для каждой параллели раздельный, и попадают туда через разные двери, которые, впрочем, большую часть времени все равно держат закрытыми и открывают только после конца урочного времени, для поддержания дисциплины.
Влево от входа идет коридор. По правую руку четыре двери, ведущие в четыре равных по размеру кабинета, если перечислять их от входа, то сначала идет кабинет богословия, за ним кабинеты литургики, священной истории, труда. По левую же сторону двери три - сначала идут мужской и женский туалеты, потом арка, а за ней лестница на второй этаж, за которой находится третья малозаметная дверь, ведущая в кладовую.
Между гардеробной и уборными поставлена большая арка, ведущая во вторую часть этажа. Справа – большой спортзал, из которого есть выход на улицу, в сторону спортивного поля. Две небольшие комнаты рядом с залом, имеющие общую стену – раздевалки, разделенные по половому признаку. Дальше идет небольшой кабинет, отведенный тренеру, а сразу за ним еще одно помещение – пункт медицинской помощи. Следом находится последнее неописанное помещение на этаже, но, бесспорно, самое популярное. Прямо напротив спортзала с другой стороны корпуса находится большая столовая.
Этажом выше планировка, в общих чертах, остается прежней. Над кладовой в таком же помещении находится лаборантская, а напротив – кабинет химии. И еще пять аналогичных же кабинетов дальше по коридору – биология, физика, алгебра, геометрия, информатика. (Не зря это место прозвано «коридором смерти»).
Уборные на втором этаже стоят там же, где и на первом. А вот над гардеробами два кабинета (география и обществознание). И если пройти через арку, находящуюся ровно на том же месте, чтобы попасть во вторую часть этажа, то встретит нас похожая картина. Над спортзалом находится актовый зал, над столовой – библиотека, а уже между ними четыре кабинета, слева направо: английский язык, литература, история и искусство.
Как принято, после входа в церковь вы попадаете в притвор – помещение с белыми стенами (как и во всей церкви), и отделенное от основной части храма большой двустворчатой дверью из дерева. Через нее попадают в основную часть церкви, заполненную деревянными лавками, стоящими в ряд, вплоть до пьедестала, ведущего к алтарю. Полы покрыты кремовой каменной плиткой. Алтарь изготовлен из дерева. Выглядит просто, но изящно. Украшений практически нет, но стена над алтарем обвита росписью с библейскими мотивами, а по бокам от основного зала и алтаря расставлены колонны того же цвета, что и плитка, отделяющие боковые нефы – коридоры, в конце которых находятся неприметные двери, ведущие в монастырскую часть здания.
Первое помещение, встречающееся на пути за этими дверьми – основной кабинет сестры-настоятельницы, где она и осуществляет свою деятельность, пока это не касается важных вопросов, касающихся приюта. Коридоры, огибая его, продолжаются и выводят уже в двухэтажную монастырскую часть, где вас встречает большой холл с лестницей, отделанный деревом. В этой части постройки располагается кухня и комнаты монахинь, и без причины сюда заходить запрещено.
Сюда запрещено заходить, и если вас застанет кто-то из персонала или же член дисциплинарного комитета, то, что ж, молитвы, которые вы учили наизусть, должны сработать, иначе вам наступит конец в лице изнурительных повинностей и лишения поощрений.
И мало кто из нормальных воспитанников на самом деле захочет войти в это полуразрушенное здание, сложенное из старого крошащегося серого камня. Снаружи оно поросло плющом и даже кое-где мхом. Много лет назад оно служило церковью, а сейчас, по сути, должно являться памятником архитектуры, что не мешает ему простаивать в забытье.
Это строение довольно большое и даже имело лестницы вверх, ведущие на балконы, поддерживаемые колоннами. Но сейчас от лестниц мало что осталось, поскольку изначально они были деревянными. Балконы еще стоят, но каждый раз, проходя под ними, вы испытываете судьбу. О том, чтобы на них подняться, и речи быть не может. Впрочем, даже если вы никуда не поднимаетесь, а просто здесь находитесь, риск обрушения на вас чего-нибудь все равно присутствует. Так говорят преподаватели и монахини, разумеется. Однако основания им не доверять нет, поскольку старинная конструкция с отсутствующими кое-где кусками стен, крошащимися колоннами и осыпавшейся окончательно лет семьдесят назад отделкой вызывает желание поскорее уйти (при условии развитого инстинкта самосохранения).
Пол здания плотно порос травой, пробивающейся то тут, то там из щелей в пыльной и надломленной плитке. Свет падает из оконных отверстий под куполом и направляется туда, где раньше был алтарь, рассеиваясь по помещению. Из-за этого в углах довольно темно, но внутри все равно вполне реально разглядеть обстановку при свете дня. В основной части можно найти полуразрушенные элементы декора, многочисленные граффити и кучки мусора. Дверей между притвором и основным помещением просто нет, так что в стене попросту зияет огромная квадратная дыра – видимо, двери были трех с половиной метров, как минимум.
Через дверные проемы по бокам можно попасть дальше – в сам монастырь, встречающий вас небольшим холлом. Хотя сейчас это трудно так назвать, ведь левая стена отсутствует частично, а правая – полностью, да и потолок давным-давно обрушился. Его остатки лежат на полу в виде крупных каменных осколков, уже затронутых временем. После этого места мы попадаем в большой и очень плохо освещенный (всего двумя оконными проемами на втором этаже) холл с каменной лестницей сбоку. Кое-где ступени разрушены, но пользоваться ей вполне реально. Отсюда идет первый этаж с бывшими кухней и комнатами монахинь. На втором этаже также находятся комнаты. Здесь практически ничего не осталось, но иногда можно встретить какие-нибудь интересные предметы. Правда, скорее всего, они были занесены сюда нерадивыми учениками, да простит Господь их души. Также следы пребывания людей можно найти в виде часто встречающихся надписей на стенах, хотя в этой части их поменьше, чем в бывшей церкви. Из-за своего возраста и состояния здание создает неприятную атмосферу, а некоторых впечатлительных даже отпугивает, возвращая на путь истинный. Об этом месте среди жителей приюта до сих пор ходят легенды. Но некоторые ребята не страшатся настенной живописи, разрушенных стен, крыс и бомжей, поэтому продолжают слоняться по покинутым помещениям ради веселья и того, чтобы пощекотать себе нервы. Неосторожные часто попадаются, но зато в приюте всегда есть кому мыть посуду, полы, окна, убирать территорию и делать еще много полезных вещей.